Давайте разберемся, как остаточная глубина протектора таких шин влияет на ее сцепные свойства. Общеизвестна норма, что остаточная глубина протектора зимних шин в 4 мм является тем минимальным значением, достигнув которого следует заменить резину на новую. Кстати, именно это значение, закреплено на законодательном уровне во многих европейских странах. Насколько остаточная величина протектора влияет на качество сцепления и торможения решили разобраться специалисты из немецкого издания ADAC.
В качестве тестируемых объектов были взяты три зимние шины одинаковой модели в размерности 185/60/14: новая (глубина протектора 8 мм), подержанная (глубина протектора 7 мм), сильно изношенная (глубина протектора не превышала 4 мм).
В ходе испытаний были проделаны несколько тестов: торможение на снегу, тяговые усилия на снегу, противостояние аквапланированию, эффективность тормозных усилий на мокрой и сухой дороге.
Снег
Наиболее выразительная разница была отмечена при проверке эффективности торможения на снегу. Новые зимние шины выступали в качестве ориентира. Резина с небольшим износом (примерно 1 мм) показала тормозной путь практически идентичный новым, а вот шина с остаточным протектором в 4 мм, при торможении на скорости 30 км/ч проехала дальше на 3,2 метра. Увеличив скорость вдвое несложно подсчитать, на сколько будет длиннее тормозной путь.
Замер тяговых усилий на наклонной поверхности показал, что подержанные шины с остаточной глубиной в 7 мм смогли набрать лишь 60% от тяги новых. Резина, с протектором в 4 мм не смогла дотянуть даже до половины результата показанного новыми шинами. В этом испытании важно иметь хорошее сцепление с поверхностью, которое обеспечивают ламели. Чем более изношена шина, тем глубина ламелей меньше, и тем хуже они открываются, а их края не могут зацепиться за твердую поверхность. Если теоретически предположить, какие будут тяговые усилия у шины с глубиной протектора менее 4 мм, на которой ламели уже фактически отсутствуют, то, можно прийти к выводу, что резина просто не сможет зацепиться за поверхность.
Мокрая дорога
На мокрой дороге, будь-то лето или зима с плюсовой температурой, самое главное избежать аквапланирования. Для этого на шинах существуют система водоотвода, которая отводит воду из пятна контакта наружу. Чем меньше глубина протектора, тем меньший объем воды можно вывести.
Резина с глубиной протектора в 4 мм, при тестировании всплыла на скорости 63 км/ч, в то время как новая, начала всплывать на 87 км/ч.
Торможение на мокрой дороге с 80 км/ч показали проигрыш шин с глубиной протектора в 7 мм новым шинам примерно в 2%, а шины с протектором в 4 мм проиграли новым почти 10%.
Сухая дорога
На сухой дороге разницы между новыми зимними шинами и подержанными практически нет. Даже небольшое преимущество есть у изношенных. Объясняется все просто. Чем новее зимняя шина, тем блоки протектора выше и тем сильнее они деформируются во время торможения на сухой поверхности. Площадь контакта новой зимней шины с сухой дорогой меньше, чем у изношенной, поэтому и эффективность торможения хуже. Но, это относится только к сухим дорогам, а они в зимний период редкость. Обычно дорога или мокрая (если расчищенная) или же покрыта укатанным снегом или обледенелостью.
Вывод
Остаточная глубина протектора очень важна для эффективности сцепления и торможения. Не стоит докатывать зимние шины, если они изрядно изношены и глубина протектора не обеспечивает безопасного сцепления. Достигнув глубины в 4 мм стоит заменить шины на новые. Так вы будете уверенны в своем автомобиле на любой дороге.
|